Развивай-ка
Программа предусматривает три основных типа занятий с дошкольниками:
- занятие открытия нового знания;
- тренировочное занятие;
- итоговое занятие.
Структура занятия каждого типа и дидактические задачи каждого этапа занятий являются адаптацией технологии деятельностного метода для детей данного возраста с учетом целей дошкольной подготовки.
Особенностью занятий открытия нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области. Параллельно с этим тренируются их мыслительные операции, внимание, память, речь, деятельностные способности.
Структура занятий открытия нового знания имеет следующий вид
- Введение в игровую ситуацию. На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. Это означает, что началу занятия должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре («детская» цель).
- Актуализация и затруднение в игровой ситуации. На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей, необходимые для следующего шага. Завершение этапа связано с фиксированием в речи затруднения в предметной деятельности и пониманием его причины («не получилось!», «почему не получилось?»).
- Открытие детьми нового знания. На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи и знаково.
- Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.
- Итог занятия. В завершение воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с по- мощью различных вопросов.
На тренировочных занятиях акцент делается на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и общению. Параллельно с этим ид закрепление материала предыдущих занятий. Поэтому основной целью занятий такого типа является: тренировать (навык, мыслительную операцию, познавательный процесс, способность и т.д.) Структура тренировочных занятий аналогична структуре занятий открытия нового знания, но для создания затруднения в ходе дидактической игры используются мотивационные ситуации.
Цель итогового занятия: проверить уровень сформированности (мыслительной операции, познавательного процесса, способности, навыка и т. д.). Методические приемы организации работы, этапы занятий этого типа ничем не отличаются от тренировочного занятия. В игре ребенок чувствует себя раскрепощенно, поэтому результаты проверки будут более объективны.
Программа занятий
3-4 года
- Величина
- Элементы геометрии
- Ознакомления с пространственными и временными отношениями
4-5 лет
- Анализ-синтез
- Систематизация и классификация
- Умозаключения
- Поиск закономерностей
- Игры-путешествия
- Элементы кодирования
5-6 лет
- Свойства, признаки и составные части предметов.
- Действия предметов.
- Элементы логики
- Развитие логического воображения
6-7 лет
- Свойства и сравнение предметов. Работа с совокупностями предметов.
- Величины и их измерение.
- Поиск и составление закономерностей.
- Количественный и порядковый счёт. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел. Простые задачи на сложение и вычитание чисел, их графическая интерпретация.
- Уточнение пространственных и временных отношений. Установление последовательности событий.
- Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника